Истоки европейского календаря.,

Привычный и так необходимый нам календарь имеет длительную историю. Календарь каждого народа имеет свою специфику, свою историю, мы же рассмотрим историю европейского календаря, основы которого были заложены в Римском календаре.

Родина нашего современного календаря — древний Египет, расположенный на на далеких берегах Нила. Почему же родиной календаря стал именно древний Египет? Видимо это произошло потому, что именно Древний Египет наиболее нуждался в определенной системе отсчета времени. Ведь вся жизнь египтян зависела от того, насколько успешным будет сезон земледелия в нижнем течении Нила. А для того, чтобы этот сезон оказался успешным, Египтянам крайне важно было заранее подготовиться к разливу Нила: починить плотины и прочистить каналы. Воды Нила нужно было задержать впрок, ведь от этого зависел урожай, а значит и жизнь всей страны.

Поэтому египетские жрецы пытались найти какую-то связь между сезонными разливами Нила и движением звезд. Благодаря своим наблюдениям, жрецы обнаружили, что разлив Нила наступает через несколько дней после появления на небе звезды Сотис (так в Египте называли звезду Сириус). Данная звезда появлялась на небе во время летнего солнцестояния, после самой короткой ночи, незадолго до рассвета. Поэтому Египтяне стали считать появление звезды Сириус причиной разлива Нила и, исходя из этого факта, составили первый календарь. 

Основывался данный календарь на временном промежутке, равном времени между появлениями звезды Сотис. Данный промежуток оказался равен 365 дням. Египтяне поделили эти 365 дней на 12 равных отрезков, каждый из которых составлял по 30 дней. Лишние 5 дней были просто добавлены в конец года.

Однако, египетский календарь был неточен. Спустя 4 года, появление Сириуса "смещалось" на целые сутки вперед. Причина оказалась в том, что длина года была больше на 6 часов, чем изначально считали египетские жрецы, вследствие чего за 4 года и накапливались лишние сутки.

 Фараон Птолемей III Евергет  в 238 г. до н.э. попытался исправить данную неточность путем введения високосного года. Однако же нововведение не прижилось, Египтяне не хотели менять ничего в привычном календаре. В силу этого, несмотря на знание законов интеркаляции (после завоевания Египта Александром Македонским) окончательно  реформу удалось ввести императору Римскому Октавиану Августу только в 25 г. до н. э.

Римский календарь.

Римский календарь был очень сложным и запутанным.

Счет чисел в месяце римляне вели совсем не так как это делаем мы. Каждый месяц календаря имел всего всего по 3 фиксированных точки: календы, иды (середина месяца) и ноны, приходящиеся на 9 день перед идами, совпадающие с первой четвертью луны, и являющиеся 3-ей фиксированной точкой месяца. Начало месяца — календы, приходились на новолуние и являлось сроком уплаты долгов.

Началом года считалось 1 марта, продолжительность года составляла 304 дней, поделенных на 10 месяцев. Дальше же наступал безымянный зимний период. С первого весеннего новолуния провозглашали начало года. О наступлении нового года знали только жрецы-понтифики, ведали не только составлением календаря, но и всеми государственными и религиозными обрядами.  Римский царь Нума Помпилий ок. 700 г. до н.э.много усилий посвятил  вопросам реформирования календаря, в календаре появились еще два зимних месяца —  февраль и январь, занявшие место между декабрем и мартом, в силу чего длина года стала составлять 354 или 355 дней. Однако продолжительность римского года по-прежнему продолжала отставать от продолжительности года тропического, и чтобы скомпенсировать недостаток дней, раз в два года добавляли месяц Mercedonius, длина которого составляла 22 или 23 дня.

Годы объединялись в 8-летний период, причем каждый год имел разную продолжительность. Всего за 8 лет набиралось  2930 дней, что соответствовало году из 366 1/4 дней. Лишние 7 дней, накопившиеся после 8-ми летнего периода пропускались, в результате средняя длина года получалась равной 365.375 дней. Однако понтифики, зачастую пользуясь своим привилегированным положением, произвольно изменяли длительность календарного года.

Согласно свидетельству Цицерона, власть понтификов была настолько бесконтрольной и беспредельной, что они могли удлинять сроки пребывания на общественных должностях за взятку или же, напротив, укорачивали эти сроки для неугодных им людей. Также они по своей воле могли менять время уплаты различных налогов. Понтифики обладали огромным могуществом и властью, и бороться с творящимся произволом никто не пытался. Календарь стал совсем запутанным. Конец творящемуся беспределу положил первый римский император Гай Юлий Цезарь,сделав знаменитую реформу календаря.

 

.