Мы уже много писали об истории и развитии календаря, местом рождения которого считается Древний Египет. Каждый народ создавал свой календарь, ориентируясь на движения небесных светил: календари были и лунными, и солнечными, и солнечно-лунными. Календари постоянно менялись их постоянно стремились усовершенствовать, потому что каждая из календарных систем имела свои достоинства и недостатки.
Процесс создания и постоянного стремления к уточнению календарей естественен, ведь потребность измерять время была у людей всегда.
Общепринятым календарем в наше время считается Григорианский. О его достоинствах и недостатках, многочисленных попытках усовершенствования было написано уже много. Однако пока в международных отношениях используется именно Григорианский календарь. При этом в свой внутренней жизни многие страны используют другие календари: и лунные, и лунно-солнечные.
Не обошел процесс создания собственного календаря и славян. Вся жизнь крестьян-земледельцев была связана с землей, что, безусловно, отразилось как в названии самих месяцев, так и в народных обычаях и приметах.
Календарь славян назывался "месяцесловом" . Данный календарь отражал жизненный уклад крестьян — земледельцев, определяемый сменой времен года, приметами и наблюдениями за природой и климатом, их сельскохозяйственный опыт. Основными моментами календаря являлись дни весеннего и осеннего равноденствия, а также летний и зимний солнцевороты. Данным моментам в календаре славян соответствовали март, сентябрь, Иван Купала и зимние святки.
В определенный период времени на Руси одновременно существовало три разных календаря: церковный, гражданский и народный земледельческий календарь. Все это вносило определенную путаницу и разногласия. В результате попыток исправить разногласия, календарь постоянно подвергался различным изменениям. Церковь пыталась перенести начало года на сентябрь, и в 1492 году эти попытки увенчались успехом: празднованием церковного и гражданского года стало 1 сентября. Однако продержалась эта дата недолго и уже через 2 года приказом Петра I началом нового года стало 1 января. Кроме того, Петр I принял юлианский календарь, на современный Григорианский календарь Россия перешла в 1918 году в результате принятого Совнаркомом декрета.
Несмотря на все эти изменения календаря, народный календарь жил своей жизнью, в основе его по-прежнему лежала смена времен года, ведь именно это было важно для крестьян-аграрников. Основной датой народного календаря был Спиридоньев день, соответствовавший зимнему солнцевороту. В дальнейшим этот день перенесли на 25 декабря — Рождество Христово. Существовали в народном календаре и многие другие даты, служившие основными опорными моментами народного календаря, такие как Семенов день (1/14 сентября), время от Аграфены Купальницы (23 июня/6 июля) до Петрова дня (29 июня/12 июля), середина марта (Сороки— Благовещение). По-прежнему, основным в понятии крестьян-аграрников оставались именно климатические условия, от которых зависела их жизнь в течение целого года. Отсюда столько народных примет, столько своеобразных дат, определяющих сезоны года в понимании крестьянина-земледельца.
Например, в крестьянском понимании, осень являлась периодом сбора урожая и продолжалась примерно от Ильина дня (20 июля/2 августа) до Покрова (1/14 октября). Лето же было короче календарного, соответствовало оно периоду, когда созревали хлеба, то есть небольшому промежутку времени от Иваны Купалы (24 июня/7 июля) до Ильина дня или Успения св. Анны (25 июля/7 августа), бывало что до Первого Спаса (1/14 августа), правда, достаточно редко. Началом весны считался Егорьев день (23 апреля/6 мая).
С принятием христианства, в жизнь крестьян вошел Церковный календарь, почитание святых, церковные праздники. В результате календарь преобразился: он вобрал в себя как традиционные, так и церковные праздники. В результате получился очень своеобразный календарь, в котором сочетается народный счет времени с церковным летосчислением по Пасхе. В народном календаре существуют как даты и праздники, имеющие определенные постоянные даты, так и праздники, сроки которых меняются в зависимости от времени празднования Пасхи.
Славяне были настолько тесно связаны с землей, явлениями природы, что в своем календаре давали названия не только месяцам, но и неделям, постам, морозам и даже дням внутри недели, например, Великий четверг, чистый понедельник, Красная горка, Семик, Духов день и др. Данные дни удостоились определенного названия ввиду того, что играли важную роль в народном месяцеслове.
Месяцеслов, в том виде, в каком мы его можем видеть сейчас, был составлен в середине XX века В. И. Далем. Если Вам интересно, то в следующей статье Вы можете прочитать о Славянском месяцеслове, многие дни в котором имеют важное, особое значение, обусловленное климатическими, природными, астрологическими явлениями.