Всем нам известно, насколько широко велась агитационная пропаганда в СССР. В качестве печатных средств агитации и пропаганда, первое место безоговорочно принадлежало плакату. Плакаты печатались яркими, с крупными и эффектными изображениями. Красочное изображение обычно сопровождалось краткой надписью, ясно и четко выражающей агитационную мысль. Зачастую эти надписи были в стихотворной форме. Безусловно, помимо плакатов, использовались и другие средства агитации — листовки и буклеты, но приоритет был отдан плакатам.
Над дизайном и текстом агитационных плакатов того времени работали лучшие художники, поэты сочиняли тексты агитационных плакатов, которые в краткой, но емкой форме выражали основную агитационную мысль плаката.
Надо признать, что плакаты, листовки и прочая печатная продукция, носила не только агитационный, но и рекламный, а также информационный характер. К примеры, плакаты призывали к производительному и качественному труду, к строительству светлого коммунистического общества, к помощи малоимущим и т.д.
В годы II мировой войны главной темой агитационных плакатов стала тема борьбы с фашизмом. Плакаты того времени изображали карикатуры на фашистов, призывали к добровольной записи в армию, к активному труду мирного населения, поддерживали дух бойцов и мирного населения, которое трудилось в тылу. На плакатах военного времени можно было видеть изображения не только из боевой, но и из мирной жизни солдат и партизан. плакаты изображали также трудовой подвиг тех, кто самоотверженно трудился в тылу.
Эти плакаты помогали людям выжить, поднимали боевой дух и эмоциональный настрой на победу. Плакаты помогали верить в близкую победу.
С наступлением послевоенного времени, необходимо было восстанавливать разрушенную промышленность и сельское хозяйство. Измотанных войной людей, нужно было вдохновить на активный и производительный труд, целью и конечным итогом которого будет построение "счастливого будущего". И здесь снова применили любимый метод агитации — с помощью плакатов. Нельзя не признать, что действие плакатов на эмоциональное состояние людей, на их желание активно трудиться было очень эффективным — люди искренне верили тому, что было написано на плакатах.
На плакатах изображалось построение "счастливого будущего", которое вот-вот настанет, благодаря трудовому подвигу народа, отдающему все силы восстановлению разрушенной экономики. На плакатах изображали отправляющихся строить БАМ счастливых комсомольцев, рабочих, обещающих выполнить пятилетку за 4 года, краснощеких упитанных доярок, достигших рекордных надоев.
Плакаты того времени были не только рекламно-агитационными, но и информационными. К примеру, на них печаталась техника безопасности при проведении определенных работ, особенно на производствах, связанных с опасностью для жизни. Плакаты также помогали в процессе учебы, как удобное наглядное средство.
Выпускать плакаты большого размера было достаточно дорого, да и не везде их можно было разместить. Плакаты стали изготавливать более компактными, а агитационные материалы размещать даже на карманных календариках и спичечных коробках.
Карманные календари оказались не менее эффективными рекламными средствами, чем большие плакаты. Люди носили их зачастую с собой в карманах, сумках и кошельках, чтобы посмотреть нужную дату. А так как карманные календарики оказались средством, очень часто используемым в повседневной жизни, с одной стороны стали печатать календарную сетку, а с другой — рекламное, агитационное или информационное изображение или сообщение.
К примеру, граждан призывали соблюдать правила противопожарной безопасности, переходить дорогу в положенных местах, пользоваться услугами сберкасс, летать самолетами аэрофлота, соблюдать технику безопасности в быту и на работе и т.д.
Наступила перестройка, и снова карманные календарики стали выполнять рекламную и агитационную функцию наравне с большими плакатами. Сюжеты и надписи на календариках призывали к экономному использованию природных ресурсов, к экономии электроэнергии, топлива, водных ресурсов. Стала популярна тема экологии, экологических ресурсов. Для создания изображений на календариках опять стали пользоваться помощью профессиональных художников.
Наступил XXI век с другими проблемами и заботами. Реклама стала частью нашей жизни. Сюжеты календариков стали соответствовать запросам покупателей, сюжеты календарей типографии стали печатать, ориентируясь на массовый спрос. Теперь это уже приятные глазу сюжеты — изображения животных, детей, природы, цветов и т.д. Агитационные же календарики еще используются, как правило, в период выборов.