История плаката
Плакат имеет очень долгую историю. Прародителями плакатов, возможно, можно считать изображения, созданные еще в Древнем Египте. Эти изображения содержали информацию о сбежавших рабах, а также рисунки на другие темы. Безусловно, они очень мало напоминали современные плакаты.
Но шли годы, и изготовление плакатов постепенно развивалось и совершенствовалось. Менялись его цели и задачи, хотя основная цель плаката — информировать о чем-либо широкие народные массы оставалась прежней.
В Древней Греции и Риме население увлекалось культурой и искусством, люди любили посещать спектакли, интересовались торговлей, поэтому плакаты стали использовать для других, необходимых в тот момент целей. Плакаты информировали население о предстоящих концертах, спектаклях, торговых предложениях. Эта функция плаката — информационная, сохранилась и с успехом используется и в наше время.
Помимо информационной функции, плакат всегда выполнял и определенные рекламные функции. В 1482 году англичанину Бартольду пришла мысль использовать плакат, чтобы прорекламировать новое издание "Геометрии Эвклида". Идея удалась и принесла большой успех плакату, с успехом выполнявшему свою рекламную функцию и активно привлекающему внимание покупателей. 1482 год и стали считать Днем рождения плаката.
История плаката получила дальнейшее продолжение и развитие в 1796 году, когда немцем Алоизом Зенефельдером был изобретен способ печати изображений, благодаря которому появилась возможность удешевить изготовление плакатов. Изобретенный способ получил название литография. Сущность технологии литографии состояла в нанесении изображения на специальный камень(известняк), служащий печатной формой. Основывался данный метод на свойстве жиров отталкивать воду. На специальный камень жирной тушью или специальным литографским карандашом наносили изображение. После того, как камень обрабатывали специальными химическими составами, на его поверхность наносилась вода, а потом уже краска. Благодаря обработке специальным составом, места без изображения в увлажненном состоянии не воспринимали краску. После чего, под давлением краска с печатной формы переносилась на бумагу. Подобный способ позволял издавать большие тиражи за короткое время. Плакаты печатались больших форматов, но очень долго оставались одноцветными. Правда, печатали их не только на белом, но и на цветном фоне.
В 1806 году Зенефельдер открыл в Мюнхене первую литографскую мастерскую, а в начале XIX века практически во всех крупных европейских столицах заработали подобные мастерские.
Следующей важной вехой в истории создания плаката считают открытие метода хромолитографии ( ее еще иногда называют цветной литографией.) Хромолитография исполнялась на нескольких камнях, по числу используемых в изображении красок. В отпечатках возможно было создать наложение цветов друг на друга, благодаря чему образовывались промежуточные цветовые тона. Благодаря изобретению метода хромолитографии, появилась возможность печатать многоцветные плакаты. Цветная литография была более сложна, так как для каждого цвета приходится готовить отдельный камень, но результаты получались настолько интересными, что этот вид литографии продолжает существовать и развиваться.
Еще одной разновидностью литографии, стал изобретенный в 1865 году метод фотохромолитографии, позволивший значительно упростить технологический процесс печати. Технология данного метода основывалась на применении фотографического изображения. Благодаря методу фотохромолитографии, появилось возможность получать любые цвета, используя всего три краски — синию, красную и желтую. С изобретением этого способа печати появилась возможность более дешевой печати плакатов массовыми тиражами.
Уже в XIX веке были разработаны и использовались при производстве плакатов определенные правила дизайна этого рекламного продукта. Эти правила актуальны и по сей день — плакат должен привлекать внимание благодаря своей яркости и эффектности, текст и изображение плаката должны хорошо восприниматься с определенного расстояния, даже если человек идет и не может тщательно рассмотреть плакат. Важную роль в создании и применении на практике основ дизайна сыграл Жюль Шере. Жюль Шере основал в Париже небольшую литографию, в которой занимался выпуском плакатов. В общей сложности, Жюлем Шере, графиком и декоратором сцены, было выпущено более тысячи рекламных плакатов.
И все же по-настоящему популярным средством информации и рекламы, плакат стал позже – в XIX веке.
Огромную роль в развитии плаката, как рекламного и агитационного средства, сыграла Россия.
Большое распространение получили плакаты во время 1-й мировой войны и гражданской войны, используясь в качестве агитационного средства. С помощью плакатов агитировали идти в армию, помогать раненым, подписываться на военные займы.)
Огромную роль сыграл плакат и в событиях 1917 года. С этого времени началась история политического плаката, выполнявшего агитационную, пропагандистскую роль. Плакат имел сильнейшее воздействие на умы и чувства людей, что сыграло немалую роль в исходе политических событий 1917 года.
Началом истории советского плаката можно считать работы группы художников, работавших в рамках проекта «Окна ТАСС». Создаваемые художниками изображения, тиражировались с помощью трафаретов и, как правило, вывешивались на специальных стендах в Москве и других городах. Плакаты, выпускаемые Российским телеграфным агентством (теперь ТАСС) с сентября 1919 по январь 1921 года назывались "Окна РОСТА" или или "Окна сатиры РОСТА" . С января 1921 года выпуск плакатов был продолжен Главполитпросветом (Главным политико-просветительным комитетом Наркомпроса РСФСР).
Впервые Маяковский начал работать в "Окнах РОСТА"в октябре 1919 года, посвятив работе в этой организации несколько лет."Начались первые попытки агитпоэзии. К годовщине Октября (1918 г.) была издана ИЗО папка одноцветных плакатов под названием: "Герои и жертвы революции". Рисунки с частушечными подписями — Эта папка развилась в будущем во весь революционный плакат. Для нас — главным образом в "Окна сатиры РОСТА". Окна РОСТА — фантастическая вещь. Это обслуживание горстью художников, вручную, стапятидесятимиллионного народища. Это телеграфные вести, моментально переделанные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные частушкой…"
В 1925 г. в Париже на международной художественно-промышленной выставке были представлены работы мастеров рекламы. За цикл плакатов В. В. Маяковский и художник А. М. Радченко были награждены серебреными медалями. Особенно много рекламных плакатов Маяковский создал во время работы работы в Моссельпроме, ГУМе, Резинотресте. Удивительный талант поэта позволял ему создавать выразительные рекламные образы и оригинальные тексты, способствующие решению определенных рекламных задач.
Великая отечественная война стала самым трагическим событием в нашей истории. Были использованы все возможные средства политической агитации и рекламы, одним из которых стал плакат. Плакаты поднимали дух народа, помогали им выжить и выдержать все тяготы и невзгоды военного времени.Говоря о плакатах военного времени, нельзя не упомянуть о самом известнейшем плакате тех лет «Родина-Мать зовет!» И.Тоидзе. Он появился всего спустя неделю после начала войны, и, благодаря своей силе воздействия, был издан миллионными тиражами.
Особым видом советского плаката является социальный плакат.Подобные плакаты преследовали много разных целей, основными из которых являлась борьба с пьянством, прославление идеалов социализма, антикапиталистическая пропаганда, прославление культа труда.
Рекламные плакаты
Нельзя не сказать и о рекламных плакатах советского времени. Роль их была не столь велика, как социальных или политических плакатов. Первой рекламой подобного рода можно считать рекламу акционерного общества «Добролет» (в дальнейшем — аэрофлот, призывающую население покупать акции акционерного общества «Добролет.Нельзя не признать — подобная реклама давала ощутимый эффект — капитал общества за год вырос больше чем в 2 раза.
Рекламировались также и различные продукты питания, банковские услуги и т.д.
Итак, история рекламного плаката начала свое развитие в средние века с момента изобретения печатного станка и, и роль плаката со временем возрастает. Плакат, как и раньше, чутко реагирует и отражает все изменения, происходящие в обществе. Плакат и афиша выполняют по-прежнему и информационную, и рекламную, и агитационную роли, и, по всей видимости, плакат еще долго будет жить и развиваться, следуя за изменениями в обществе и, в свою очередь, помогая формировать эти изменения.
- Изготовление афиш, плакатов и постеров
- Изготовление плакатов — эффективнейших средств рекламы
- История плаката
- Дизайн плаката
- Печать плакатов
- Причины популярности плакатов и афиш
- Плакат, как вид наружной рекламы
- Некоторые особенности дизайна плакатов
- Достоинства плакатов, как средства рекламы
- Изготовление плакатов и постеров в нашей типографии
- Плакаты к 23 февраля
- Плакаты ко Дню авиации и космонавтики
- Печать плакатов к 8 марта
- Плакаты, постеры
- Плакаты и календари советского периода